Индустрия азарта – история и современность

Общаясь с животными, наблюдая за ними, человек обычно находит в них собратьев не по разуму, а по играм.

А поскольку многие животные весьма азартны, и так же, как и люди обожают различные состязания, то не удивительно, что через некоторое время подобные мероприятия стали одними из самых популярных зрелищ. Именно в непосредственной связи с ними и сформировалась своеобразная индустрия азарта, которая после распространилась и на другие сферы человеческой деятельности.

Нам ничего не известно о том, какие "человеческие" азартные игры были популярны в каменном веке. До сих пор археологи так и не обнаружили "каменных" карт или рулетки. Однако на сохранившихся наскальных рисунках есть изображения собачьих боев. Причем, по тому, как нарисованы люди, наслаждающиеся этим зрелищем, можно сделать вывод о том, что видимо уже тогда заключались пари. Хотя, что ставили древние люди "на кон" — неизвестно. Вполне возможно, что играли "на интерес".

Но вот в Древнем Египте уже существовали первые "букмекерские" конторы, принимающие ставки на победителя в бегах. Причем речь идет не о лошадиных скачках, а о соревновании …тараканов! По всей видимости, этот вид бегов является наиболее древним. Любопытно, что проводились эти соревнования во время храмовых праздников, и, по всей видимости, владельцами и тренерами "беговых" насекомых были жрецы. Они также, скорее всего, организовывали тотализатор. Я думаю, что вы согласитесь со мной, что это был весьма нетрадиционный способ собирать пожертвования на храм.

Итак, с глубокой древности и до наших дней интерес людей к заключению пари по поводу победы четвероногого спортсмена не ослабевает. И это несмотря на то, что результат, как в каменном веке, так и в наши дни предсказать довольно сложно. Выигрывают в таких пари единицы, а проигрывают тысячи.

И проигрывают, надо сказать, по-крупному. Известны случаи, когда некоторые азартные игроки на скачках доигрывались до того, что бросали семьи и проигрывали дома, фабрики, огромные суммы денег, а так же шли на преступление, подделывая подписи и чеки. Многие, не в силах остановиться, заканчивали тем, что спивались, шли на каторгу или пускали себе пулю в лоб.

Как рассказывал известный писатель Гиляровский (кстати, сам любитель игры на бегах), в начале двадцатого века на обратном пути от Московского ипподрома, почти всегда можно было увидеть висельников, раскачивающихся на ближайших фонарях. Но, тем не менее, даже подобные примеры не останавливали любителей зрелищ. Наверное потому, что, как сказал известный российский предприниматель девятнадцатого века Савва Мамонтов: "Игра в тотализатор — это развлечение для умных и страсть для дураков".

Фото: AP

Н кто же они, эти "умные" и "дураки"? Согласно исследованиям психологов, люди, играющие в тотализатор, разделяются на две категории: на тех, кто делает ставки для "поднятия спортивного интереса" и тех, для кого ставки на состязания животных являются средством заработка и доходов или если хотите — даже своеобразных инвестиций в "зооспорт" — игроки.

Первые делают ставки для того, что бы с большим интересом посмотреть само состязание и, как правило, таких людей особо не заботит, выиграют они или проиграют. Ставки они делают редко и, конечно же, тотализатор не является для них средством заработка и доходов. Такой вид отдыха и развлечения вызывает только уважение, а проигрыш здесь выступает как своеобразная плата за него. И, как показывает статистика, именно они составляют 90 процентов от общего количества зрителей на состязаниях животных.

Подобная категория "болельщиков" предпочитает посещать наиболее зрелищные виды "зооспорта". Как правило, это посетители боев животных, собачьих бегов, а также популярных в последнее время "зооолимпиад". Их привлекают состязания крупных и красивых животных (к таким не относятся, например, тараканьи бега — там участников зачастую вообще не разглядеть). Кроме того, подобные соревнования проходят с минимальным участием людей (на собаку жокея не посадишь), а значит, их результаты менее предсказуемы. Да и подкупить животное вряд ли получиться. Значит, зрелище будет захватывающим и интригующим. А это как раз то, что надо для любителей "развеяться".

Другую категорию составляют профессиональные игроки, у которых целью является получение дохода от игры на тотализаторе. Это те самые оставшиеся 10 процентов. Однако они в своей массе также неоднородны. Одни из них давно и кропотливо работают в этом направлении, инвестируют в этот "бизнес" свои финансы и время, и в результате имеют довольно неплохие финансовые показатели.

Другие задаются целью заработать сразу много денег и разбогатеть, при не используя конкретной стратегии, не определив свой "банк" и не придерживаясь определенный дисциплины. Такие, как правило, менее удачливы, и вот почему. Выиграв несколько раз подряд, такой человек считает, что поймал фортуну за руку. Часто такой игрок всерьез считает, что он очень умный и удачливый, поэтому ему всегда будет везти. В результате он будет только повышать и повышать ставки. И когда сумма выигрыша станет значительно меньше, чем была ранее, но человек все равно будет находиться "в плюсах", он не остановится, так как будет считать себя в проигрыше, а будет при этом играть "по-крупному" до последнего — пока не проиграет все. После чего, скорее всего, пойдет к ближайшему фонарю.

Фото: AP

Подобных дельцов чаще всего можно встретить на конных, верблюжьих, буйволинных и страусинных скачках, тараканьих бегах или гонках почтовых голубей. Зрелищность и красота состязания для них не имеет значения, самое важное — что бы результат был предсказуем, а система добычи нужной информации хорошо налажена. В принципе, многим из них вообще все равно, какое состязание "обслуживает" тотализатор — они с равным успехом играют на бегах и на футбольных матчах.

Следует также отметить, что некоторые подобные игроки весьма способствуют развитию индустрии, проводя селекцию среди "спортивных" пород животных, и тем самым, "изготовляя" новых чемпионов. Всем хорошо известен пример азартнейшего игрока графа Орлова-Чесменского. Он был человеком на редкость разносторонним, причем во всех его увлечениях прослеживается связь между наукой и спортом — столь удачно воплотившаяся в коневодстве.

Именно на заводах Алексея Григорьевича были выведены орловская верховая и орловская рысистая породы. Он же разработал специальную методику тренировки будущих чемпионов. Считается, что именно впечатляющие результаты, показанные "орловцами" на международных конных соревнованиях привели к тому, что увлечение "рысистым" спортом захватило всю тогдашнюю знать.

В начале 1834 г. завсегдатаи графских бегов — конезаводчики и просто богатые горожане объединились в "Общество охотников рысистого бега". Результатом деятельности "Общества…" явился высочайший рескрипт, дозволяющий строительство в Москве ипподрома. И 1 августа 1834 г. на Ходынском поле Московское Беговое общество впервые провело испытания рысаков, положившие начало Московскому ипподрому.

Читайте также: Священник воспитывает настоящих казачат

Но азартный граф не ограничивал свою селекционную деятельность работой с лошадьми. Он также увлекался голубиными гонками. Его "орловские" почтовые голуби устанавливали небывалые рекорды для своего времени — летали с письмами за 70 верст от Москвы менее чем за сутки! Известны также выведенные им породы орловских бойцовых кур и гусей. Надобно заметить, что и среди них также немало чемпионов.

Все это наводит на мысль, что пресловутая "индустрия азарта" — не такое уж бесполезное занятие. Так, например, неправильно считать, что Московский ипподром является лишь местом, где люди испытывают острые ощущения и лишаются последних денег. Он также является своего рода испытательным полигоном для лошадей и всего, что связано с конным спортом. На базе ипподрома проводят свои опыты специалисты из различных научных учреждений.

Так что, как видите, азарт вполне может быть двигателем прогресса. Если вовремя направить его в нужное русло.

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *